Расселение древней ЭРЗИ И МОКШИ и ее соседей в I—VII веках (А — , ,
ДреВНЕЙ ЭРЗИ И МОКШИмогильники, Б — могильники андреев-ского типа, В — рязанские могильники, Г — территория ря-занского населения, Д — территория древней эрзи и мокши, Е — территория среднесурского населения).На рубеже нашей эры (2000 лет назад) городец-кая культура «переросла» в ЭРЗЯНКСО-МОКШАНСКУЮ Ар хеологические сведения и фольклор дают очень скуд-ные сведения почему и как это происходило. Предпо-ложительно, в эти време-мена эрзянские и мокшанские племена существовали, будучи известными окру-жающим народам под од-ним из следующих имён: андрофаги, будины, йир-ки, фиссагеты. Аорсит , арсиит. Вот как Геродот — "отец истории" — описывает их: «Андрофаги. «Среди всех племен самые дикие и суровые нравы у андрофагов. Они не зна-ют ни судов, ни законов и
являются кочевниками. Одежду носят подобную скифской, но язык у них особый. Это единственное племя в той стране». «Будины — большое и многочисленное племя; у всех их светло-голубые глаза и рыжие волосы... Каждые три года будины справляют празднество в честь Ди-ониса и приходят в вакхическое исступление... Будины — коренные жители страны — кочевники. Это — единственная народность в этой стране, которая питается сосновыми шишками... (примечание: уточнение лингвистов - не шишками, а белками, питающимися сосновыми шишками). Вся земля их покрыта густыми лесами разной породы. Среди лесной чащи находится огромное озеро, окруженное боло-тами и зарослями тростника. В этом озере ловят выдру, бобров и других зверей с четырехугольной мордой. Мехом этих зверей будины оторачивают свои шу-бы...» Йирки «промышляют охотой и ловят зверя следующим образом. Охотники подстерегают добычу на деревьях (ведь по всей их стране густые леса). У каж-дого охотника наготове конь, приученный лежать на брюхе, чтобы меньше бросаться в глаза, и собака. Заметив зверя, охотник с дерева стреляет из лука, а затем вскакивает на коня и бросается в погоню, собака же бежит за ним». Фиссагеты. «За будинами к северу сначала простирается пустыня на семь дней пути, а потом далее на восток живут фиссагеты — многочисленное и своеоб-разное племя. Живут они охотой... Из их земли текут четыре большие реки че-рез область меотов и впадают в так называемое озеро Меотиду. Название этих рек : Лик, Оар, Танаис и Сиргис». У Геродота же историки находят описание скифо-персидской войны 512 года до нашей эры, войны, вызвавшей серьезные передвижения народов на север. Есте-ственно, это передвижение затронуло и городецкие племена. Вряд ли они сня-лись с обжитых мест, однако на их земли пришли иноплеменники. В истории го-родецких племен таким образом возник внешнеполитический фактор. Он-то, видимо, и ускорил оформление древнеэрзяно-мокшанской культуры. События второй половины первого тысячелетия нашей эры способствовали установлению тесных контактов предков эрзи мокши с южными сармат-скими племенами. Наиболее частыми они были в I–IV веках нашей эры. Именно в это время по-лучают широкое развитие торговые связи. Основ-ным продуктом торгового обмена мордвы были меха и шкуры, продукты земледелия, в которых испытывали нужду их южные соседи. Сарматы же меняли предметы вооружения, изделия из ме-таллов. Но кочевники были ненадежными торго-выми партнерами. Нередко на смену торговому каравану приходил отряд конных воинов, и тогда неминуемо вспыхивала сеча. Железные трехло-пастные наконечники сарматских стрел довольно
часто археологи находят на валах эрянско-мокшанских городищ в Нижнем Присурье. Набеги мелких сарматских отрядов сменились в конце концов нашествием
боль-шой лавы всадников, которые подчинили себе некоторые эрзянские и мокшанские племена. На территории современного Большеигнатовского района неподалеку от села Андреевка археологи раскопали курган — захоронение вождя завоевателей и его дружинников. В центре могилы был установлен специальный помост, куда было возложено тело вождя, рядом покоились два вооруженных воина. В ногах лежал связанный пленник или раб. Однако господство пришельцев было недолгим, они довольно быстро были ас-симилированы древней эрзей и растворились в её среде. Борьба древней эрзи с южными пришельцами была поистине героической. В то далекое от нас время племена объединяли несколько родов. Каждый род состоял из нескольких больших патриархальных семей. Во главе семьи обыч-но стоял куд-атя. Род или несколько родов составляли поселение — веле. Зани-мали они в основном удобные, приречные места. Лишь к середине I тысячелетия нашей эры поселения стали иметь мощные оборонительные сооружения. Древняя эрзя селилась в плодородных долинах рек Оки, среднего течения Волги, Цны, Мокши и Суры. Это был край с тучной, плодородной землей, бо-гатый густыми лесами, реки изобиловали рыбой. Всё это наложило отпечаток на хозяйство наших предков. Главным занятием древней эрзи было земледелие. Сеяли ячмень, рожь, пол-бу, горох. Пользовались серпом и косой, пашенное земледелие появится позднее. Раскопки археологов свидетельствуют о высоком уровне развития ремесел у Эрзи мокши . Обнаруженные орудия труда говорят нам о довольно развитой древней металлургии. Немалую роль в жизни древнеэрзянско-мокшанских племен играли охота, рыбная ловля, бортничество — сбор меда диких пчел. Природные богатства (пушнина, мед, ры-ба) давали возможность нашим предкам вести торговлю с соседями. И вот мирная жизнь прерывается нашествием. Вести борьбу с пришельцами тру-дно. Ведь постоянной военной дружины ещё нет. И лишь к середине I тысяче-летия положение меняется. К этому времени происходят существенные сдвиги в жизни и быте древней эрзи и мокши. На смену родовой общине пришла соседская. Наряду с городищами возникли открытые поселения. Сложилась постоянная бо-евая дружина. Земледелие стало пашенным. Возникло и стало развиваться иму-щественное и социальное неравенство. На этой ступени развития зафиксировали предков современной эрзи мокши и ино-земные авторы. В VI веке историк готских королей Иордан в своей книге под на-званием «О происхождении и деяниях готов», описывая племена Восточной Европы, назвал народ «морденс – от латинского мердинас племя сеющее смерть». Это было первое неверное упоминание в « на основе которого и в последствии трактуют почти все западные затем и славянские источники о мордовском народе –которого не было были два этноса эряне и мокшане , в эрзянском и мокшанском языках а также языках соседей тюркских народов нет слова мордва есть эрджахылык(тат-бул язык) и мохшахалык письменных источниках о мордовском народе. (см. Что знали о мордве другие народы в VI-XVII веках)ДАВАЙТЕ ОЗНАКОМИМСЯ С ЭТИМИ ПИСЬМЕННЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ПОТОМ ПОСМОТРИМ КАК ТРАКТУЮТ НАЗВАНИЕ САМИ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЭРЗЯНСКОГО И МОКШАНСКОГО НАРОДОВ Мордва... Как возникло имя народа ? _ Это экзоэтноним слово прилипало навязанное чужеземными миссионерами и колонизаторами.Является ли оно самоназванием или же так называли наших предков соседние племена ? В ирано-скифских языках суще-ствовало слово martiya, переводимое как мужчина, человек. Оно-то и легло в основу этнонима мордва. Это ложное не правильное изложение народы которые почитали женщину ава –ни , не могли называться просто -мужчины такого нет ни у какого народа. В русском же языке к основе «морд» присоединился суффикс «ва», имеющий оттенок пренебрежительности непокорных народов , общности. Так и прилипло это слово мордва к эрзянскому и мокшанскому народам и возникло имя несуществовавшего и несуществующего народа народа, имя прилипало, существующее около 1000 лет. В середине I тысячелетия нашей эры ис-тория древнеэрзяно-мокшанских племен п свя-зана с передвижениями народов, кото-рые известными под названием «вели-кого переселения». В конце IV века сар-маты были разбиты пришедшими с вос-тока гуннами. Современник гуннского нашествия, римский историк Аммиан Марцеллин писал о гуннах как о под-вижном и неукротимом народе, пылаю-щем «неудержимой страстью к похи-щению чужой собственности». Внезап-ность прихода гуннов усилила страх пе-ред ними. Тот же Марцеллин оставил нам такую запись: «Невиданный дотоле род людей, поднявшийся как снег из ук-ромного угла, потрясает и уничтожает все, что попадается навстречу, подобно вихрю, несущемуся с высоких гор». А позже на южных границах мокшанских земель появились новые, более грозные
враги. Это ускорило процесс развития древнеэрзянско -мокшанских племен, дало толчок возникновению боевых дружин. Тревожная обстановка на юге заставила моби-лизовать все внутренние силы народов. Может быть, поэтому все попытки под-чинить эрзянские и мокшанские племена в IV-VII веках проваливались, были безуспешны-ми, а вплоть до VIII века границы их расселения не менялись. На рубеже VII—VIII веков обстановка резко изменилась. Давление кочевников юга усилилось, эрзянские и мокшанские племена не смогли уже успешно противостоять натиску. В VII веке в Среднем Поволжье появились племена булгар. По свидетельству персидского автора X столетия, булгары — народ «отважный, воинственный и внушающий ужас. Их характер подобен характеру тюрок, живущих возле страны хазар». Булгары потеснили эрзян и мокшан частично ассимилируя их, эрзяне и мокшане участвовали в формирование татарского этноса. Оседая на Волге, они стали её восточными соседями. Одновременно аланское население Северного Кавказа, теснимое арабскими завоевателями, переселилось в верховье Северного Дон-ца, Оскола и Дона, на пограничные с цнинской мокшей земли. Следом нахлы-нула новая кочевая волна — хазары.
Сарматский катафрактарий — тяжело-вооружённый конный воин. Реконструкция.Южные степи всегда были для эрзянских и мокшанских племен источником опасности, с юга волна за волной накатывались кочевые орды. Ски-фы, превратившие лесостепь Вос-точной Европы в поле охоты за рабами, сменились сарматами. Следом смерчем прошли неиз-вестные восточные конники-гун-ны. И далее век от века конные лавины булгар, алан... Столетия эрзянские и мокшанские племена племена вели ожес-точенные схватки со степью. И выходили победителями. О эрзянские и мокшанские
укрепленные городища и военные дружины раскалывались пускай час-тые, но слабо организованные набеги мелких кочевых орд. Но государственной организации могучего Хазарского каганата (VIII-X вв.) древние эрзянские и мокшанские племена не смогли противостоять. Основная часть южной мокши покинула свои исконные земли в верховьях Суры и ушла на запад и северо-запад. Остав-шиеся были вынуждены платить дань. Размеры хазарской дани с мордвы трудно установить. Возможно, она была та-кой же, как и со славянских племен — по серебряной монете и белке с дыма, возможно, гораздо большей. Однако достоверно известно, что она не была чётко определенной, поскольку сами хазары не знали численности эрзянского и мокшанского насе-ления. Не случайно хазарский каган Иосиф в письме сановнику при дворе кор-довского халифа Абд-ал-Рахмана III Хасдаю Ибн-Шафруту, написанном не позднее осени 961 года, говорил следующее о народах Среднего Поволжья : «Их девять народов, которые не поддаются точному распознаванию и кото-рым нет числа». В период хазарского владычества у эрзянских и мокшанских племен начинает исчезать военная дружина. В южномокшанских могильниках V—VII веков археологи в каждом втором погребении мужчины обнаруживают конного воина, а в могиль-никах периода хазарского владычества только в каждом пятом. Хазары не поз-воляли местному населению создавать боевые дружины. Они обеспечивали себе тем самым повиновение и возможность грабежа покоренного населения. Во второй половине I тысячелетия нашей эры, в результате внутреннего разви-тия и внешнего давления произошло полное и формирование эрзян и мокшан как двва самостоятельных народа . В X веке хазарский каган Иосиф в одном из своих посланий упомянул народ «арису». Это было первое письменное упоминание об эрзе. Следом об эрзянах («арджанах») сообщал летописец монголов Рашид-ад-Дин, позднее писал о них ногайский князь Юсуф.( прим . это не верно о племени АОРСИТ,ЭРСИИТ «ГЕРОДОТ» ученный древнегреческий ученный Первое упоминание о мокше встречается позднее, оно обнаружено в записках фламандского путешественника Гильома Рубрука. О мокше пишут Рашид-ад-Дин, венецианец Иосафат Барбаро. Встречается этноним в форме «мухшы» позднее и на булгаро-татарских могильных камнях. Эти этнонимы индоевропейского происхождения. Эрзя восходит в своей основе Житель эриця-эрямо-житель жизнь., а мокша по прои-схождению связано с наименованием реки, истоки которого уходят к индоевро-пейскому населению Среднего Поволжья, обитавшему здесь отдельными группами еще до расселения финно-угров.Скорее всего означает Муевхтькужо-новое место обитания которое трансформировалось в Мохкша К концу I — началу II тысячелетия нашей эры различия между мокшей и эрзей стали весьма существенными. Главной отличительной особенностью явились различия в погребальном обряде. Северная группа, эрзянская, хоронила своих покойников головой на север, реже на северо-запад. Для южной, мокшанской, группы могильников, наоборот, характерна южная и юго-западная ориентировка погребений. Борьба с хазарским владычеством, конечно, велась. Однако слишком неравными были силы. Обстановка меняется в X веке. Каганат начинают раздирать внут-ренние смуты, сотрясать удары внешних врагов — печенегов и русских князей. Последний удар нанес Хазарии киевский князь Святослав, который, как сооб-щает нам русский летописец, «легко ходил в походах, как пардус, и много вое-вал». В 964 году его дружина появилась на берегах Оки и Волги. Здесь Святос-лав провёл целый год, готовя прочный тыл для своего похода в сердце хазарс-кой державы — Итиль. По сведениям арабского автора Ибн-Хаукаля за это время он нейтрализовал союзников хазар на Средней Волге. В 965 году русские дружины спустились вниз по Волге и взяли Итиль и другие хазарские крепости : Семендер на Тереке и Саркел на Дону. Арабский географ Ибн-Хаукаль писал о последствиях похода Святослава : «Те-перь не осталось и следа ни от Булгара, ни от буртасов, ни от хазар, потому что Русь уничтожила всех их, отобрала от них и присоединила к себе их край, а те, кто спасся... разбежались по окрестным местам в надежде договориться с Русью и стать под её власть». Крушение хазарской державы привело к освобождению народов, плативших дань хазарам. Возможность свободного развития получают и мордовские племе-на. Они начинают залечивать раны, нанесенные в ходе неравной борьбы. |